На страницу гончаров         На главную страницу

Гончарные технологии

       Процесс создания гончарных изделий начинается с посещения мест, где залегает гончарная глина, и доставки её в мастерскую. В мастерской глину заливают водой, переминают вручную, определяют нужную влажность и пластичность. Основные требования к гончарной глине заключаются в том, что она должна быть чистой, даже без песчинок.

       Традиционным способом подготовки глины к работе является отмачивание. При отмачивании глина не только очищается, но и становится более жирной и пластичной. Так обрабатывают глину, в которой содержится много песка, или имеющую низкую пластичность. Заливают. ее водой на 10 - 15 часов, затем воду удаляют, а глину оставляют для испарения из нее лишней влаги. После того, как глина достигает нужной плотности, консистенции густого теста и перестает прилипать к рукам, её плотно закрывают и дают «дозреть» или вылежаться.

       Перед кручением (работой на гончарной круге), вылежавшаяся масса должна быть перемята для удаления из нее пузырьков воздуха.

       Для изготовления изделия необходим гончарный круг. Вначале гончарные круги были ручными, ножной гончарный круг появился гораздо позже. Также существуют гончарные круги и с электроприводом. Однако есть народные мастера, которые используют и сегодня ручной гончарный круг.

       Ножной гончарный круг, используемый повсеместно современными гончарами Кубани, мало чем отличается от древних образцов. Ножной гончарный круг состоит из станины, вертикальной металлической оси (вал), на вершине которой закрепляется малый диск, на котором гончар формирует сосуд, а в нижней - находится маховик ножной в виде большого массивною деревянного круга. Гончар садится на скамью и вращает маховик правой ногой, против часовой стрелки, плавно увеличивая или уменьшая скорость вращения. Есть мастера, которые вращают круг обеими ногами.

       На разных стадиях формовки сосуда на гончарном круге применяются различные инструменты: струна или проволока, на конечной стадии для заглаживания применяют цикли, скребки, правилки.

       Для изготовления изделия вначале необходимо от приготовленной глины отделить часть необходимых размеров и придать ей шарообразную форму. Затем вращающейся круглой форме придают форму конуса (купола) из которого формируют цилиндр полый внутри. Если начнут получаться хорошие цилиндры с равномерными стенками, то вытягивание из них горшечной формы не представляет большой сложности. Глина должна обрабатываться влажными руками, мастер периодически смачивает их водой. Из цилиндра можно выполнять любую форму изделия. Затем с верхнего диска удаляется лишняя глина и тряпочкой удаляется внутри вода. После этого полученное изделие срезают с круга струной и осторожно, стараясь не сдавить стенки, переносят на стеллаж для подсушки.

       Сформированное изделие обычно подвергается предобжиговой сушке, обжигу, а затем декорированию. Иногда изделие декорируется и по сырой форме. Для украшения формы используются различные способы: вдавливание, прочерчивание палочкой из твердой древесины и другие. Узоры в основном наносятся непосредственно при вращении гончарного круга, сразу же после формовки или же после того, как изделие слегка подсохнет. Особый вид тиснения представляют так называемые «пальцевые защипы». Таким тиснением украшают края сосуда. Эти приемы, разработанные в глубокой древности, продолжают применять и современные гончары. В декорировании используется и глазурирование..

       При обжиге изделия в гончарном горне достигается температура выше девятисот градусов. Существует множество конструкций горнов, но, пожалуй, наибольшее распространение получил простой двухкамерный горн. В основном такой тип горна использовали гончары на Кубани. Камеры его разделены колосниковой решеткой; в верхней размещаются изделия, а в нижней - топливо. Чаще всего горн врывают в склон оврага или холма - толщина земли служит надежным теплоизолятором. Корпус горна выкладывают из кирпича или же лепят из глины. Горн загружают через люк, находящийся сверху. Сначала на колосники ставят крупную посуду, потом среднего размера, на самый верх укладывают мелкие изделия. Люк закрывают железом. Температуру следует поднимать постепенно и равномерно. Для обжига игрушки достаточно 3 - 4 часа, а для обжига посуды - 10 - 12 часов и более. Охлаждение печи следует производить медленно. В это время нельзя открывать вход в печь и рассматривать изделия. Выгрузку изделий следует производить при температуре 50-100 градусов (чем ниже температура, тем лучше).

Принимаем поправки и дополнения относительно содержания данной страницы. Адрес: holmskaya@yandex.ru
По вопросам сотрудничества обращаться по адресу: holmskaya@yandex.ru